Межконфессиональные отношения ислама в области (часть 2)

2 ноября 2005 г., как упомналось выше, был создан Совет при губернаторе Саратовской области по взаимодействию с религиозными организациями. В состав совета вошли руководители Саратовской епархии Русской православной церкви, Духовного управления мусульман Поволжья, саратовской общины лютеранской церкви «Ингрии» и двух иудейских организаций, представляющих ФЕОР и КЕРООР, а также работники областного правительства и высших учебных заведений. 11 января 2006 г. на первом заседании совета религиозные лидеры области обратились к губернатору П.Л. Ипатову с просьбой ограничить повсеместную продажу алкоголя в регионе. Кроме того, религиозные лидеры считают необходимым решить проблему пагубного влияния игорных заведений на нравственность и социальный уклад жизни граждан. Они также попросили губернатора обратить внимание на введение в общеобразовательных школах предмета «Здоровый образ жизни». По их словам, главный акцент в преподавании этой дисциплины делается на сексуальной жизни, а в некоторых случаях «памятником культуры объявляется “Камасутра”». Это, как считают лидеры религиозных организаций, способствует росту числа школьников, начинающих половую жизнь в раннем возрасте. В конце января М. Бибарсов подвергся в СМИ критике со стороны Союза православных граждан. Эта общественная организация выразила возмущение в связи с выходом книги бывшего православного священника, принявшего ислам, Али-Вячеслава Полосина «Евангелие глазами мусульманина», которая, по словам членов союза, оскорбляет религиозные чувства христиан. «Мы с глубоким сожалением констатируем, что начавшийся 2006 г. был омрачен крайне неприятной провокацией против христианского большинства нашей страны. Организация “Российское исламское наследие” (РИН) выступила инициатором издания оскорбительной для всех христиан книги о Библии, издевающейся над Священным Писанием», – говорится в заявлении Союза. Союз православных граждан возложил ответственность за публикацию книги «Евангелие глазами мусульманина» на лидера РИН Хусейна Джабраилова, написавшего к ней предисловие, и члена президиума РИН Мукаддаса Бибарсова, давшего этому труду высокую оценку в своей рецензии. Представители союза также выразили сожаление по поводу своего согласия на участие в богословском диспуте с представителями РИН, указывая, что «говорить с упомянутыми “богословами” об исламе – все равно, что познавать буддизм через общение с соратниками Сёко Асахары». В феврале 2006 г. Совет муфтиев сравнил введение предмета «Основы православной культуры» в школах с бомбой замедленного действия в межэтнических отношениях в России и предложил ввести курс «История мировых религий». В Московском патриархате усомнились, что позицию муфтия разделяют все мусульмане страны. Тогда со схожими заявлениями выступили целый ряд общественных деятелей, в том числе М. Бибарсов. Представители иудаизма тоже высказались по данному вопросу. Главный раввин России Берл Лазар предложил ввести предмет по основам всех традиционных религий, в противном случае, по его мнению, введение «Основ православной культуры» может привести к разногласиям, чья религия лучше, к разделению, раздорам и насилию в школах. Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин З. Коган считает, что скорее безответственные заявления по этой теме провоцируют в России межрелигиозные конфликты, нежели сама перспектива введения предмета: «Мы считаем некорректным, неуважительным ставить под сомнение право граждан нашей страны на изучение своей традиционной религии на добровольной основе в общедоступной светской школе». Министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко заявил, что и церковь до революции, и коммунистическая партия «оказались не сильно эффективными институтами» в деле поддержания морали в обществе. И хоть десять заповедей, по его мнению, надо соблюдать «независимо от того, религиозен ты или нет», министр неустанно повторял, что качество, уровень и профиль обучения должны соответствовать в первую очередь потребностям государства. Но по вопросу о том, каковы потребности государства, в обществе единства не наблюдается. 25 февраля 2006 г. состоялся пленум руководителей мусульманских организаций Саратовской области. По итогам работы пленума было принято два обращения. Одно из них касалось введения в школьную программу предмета «Основы православной культуры». Во втором обращении участники пленума потребовали сохранить статус национальных школ для средних учебных заведений области. В обращении пленума в связи с введением в школах предмета «Основы православной культуры» говорилось, что «с самого начала дискуссии по вопросу о введении в общеобразовательных государственных школах предмета “Основы православной культуры”, а также после многочисленных заявлений Русской православной церкви и некоторых представителей государственной власти на данный счет, мусульмане России заняли принципиальную позицию, основанную прежде всего на закрепленном в ст. 14 Конституции России положении. В соответствии с ним Российская Федерация является светским государством, т. е. никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данная конституционная норма находит свое подтверждение и в ст. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изменениями по состоянию на 29 декабря 2004 г.). В частности, п. 4 ст. 2 закона в качестве одного из принципов в области государственной политики в сфере образования провозглашает его светский характер в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Эта позиция является последовательной и единой и выражает мнение всех централизованных религиозных организаций и объединений, руководители которых входят в Совет муфтиев России. Она заключается в том, что в государственных образовательных учреждениях допустимо преподавание курса “История мировых религий”, имеющего просветительный характер. Иная позиция недопустима, так как противоречит Основному закону Российской Федерации, согласно которому все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Кроме того, она идет вразрез с таким принципом государственной политики в области образования, как единство федерального культурного и образовательного пространства. К сожалению, свобода совести и вероисповедания на сегодняшний день рассматривается определенными кругами как вседозволенность. Но попытки в рамках образовательного процесса внедрить раздельный подход по конфессиональному признаку крайне опасны. Вера, отношение к ней, религиозные убеждения – это вещи, которыми нельзя спекулировать в политических целях. Нельзя допустить, чтобы в нашей стране был создан еще один очаг напряженности в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений». Через три дня, 28 февраля 2006 г., в СМИ было опубликовано заявление пресс-службы Саратовской епархии Русской православной церкви следующего содержания: «На пленуме Духовного управления мусульман Саратовской области, состоявшемся 25 февраля 2006 г., было принято заявление о недопустимости введения в школах предмета “Основы православной культуры”. Факт принятия и публикация этого обращения вызывают удивление, тем более что мы совершенно согласны с мнением членов мусульманских общин: “Вера, религиозные убеждения – это вещи, которыми нельзя спекулировать в политических целях”». Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» Российской Федерации в своей преамбуле декларирует особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. В той же преамбуле говорится также о том, что христианство составляет неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Таким образом, изучение молодым поколением россиян любой национальности культуры своей страны ни в коем случае не может считаться разрушением единства, нарушением чьих-либо прав и созданием очага напряженности в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. Преподавание культурологического предмета не может нарушать светский характер образования, а тем более нарушать единство федерального и образовательного пространства. Согласно законодательству православие не является государственной или обязательной религией и не претендует на подобные функции. Однако с исторической точки зрения православие в России является религией государствообразующей. По-видимому, представителям мусульманских общин известно и то, что за почти тысячелетний срок существования православия в России в качестве религии основной части населения в стране не было значимых религиозных конфликтов и последователи ислама всегда имели возможность обучать детей основам своей веры и получать духовное образование на российской территории. Оказывая уважение культуре народов, проживающих на территории России, мы желали бы также видеть и с их стороны взаимное уважение к культуре русского народа, который в своем абсолютном большинстве ассоциирует себя с православием: по данным последней Всероссийской переписи населения (2002), в Саратовской области порядка 91,5% населения относят себя к православным и лишь 6% – к мусульманам. В дополнение к приведенному выше заявлению необходимо добавить следующее. 1. Преамбула Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 31-ФЗ гласит: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий федеральный закон». 2. В ходе Всероссийской переписи населения 2002 г. вопрос о вероисповедании не ставился. Саратовские православная и мусульманская организации подтвердили своими заявлениями каждая единство своих взглядов с единоверцами по всей стране. Но это не вызвало никаких трений между конфессиями на местном уровне и не сказалось на продолжении рабочих контактов между Саратовской епархией Русской православной церкви и ДУМП. Предмет «Основы православной культуры» был введен в школьную программу в нескольких областях России с сентября 2006 г. Намечалось обсудить возможность введения этого предмета в Саратовской области на межрелигиозном совете при губернаторе. На совете, собравшемся 21 сентября 2006 г., с участием губернатора П.Л. Ипатова, епископа Саратовского и Вольского Лонгина, муфтия ДУМП М. Бибарсова и других ответственных лиц министр образования области И.Р. Плеве сделал доклад, посвященный введению в региональный компонент школьной программы в Саратовской области предмета «Краеведение», который должен заменить «Основы здорового образа жизни». Тем самым обсуждение возможности введения «Основ православной культуры» было отложено. Рассматривается также вопрос о создании в области религиоведческой экспертизы. Подобные структуры есть уже во многих регионах России. Их главная задача – определение истинного характера организации, которая хочет зарегистрироваться как религиозная. Создаваемый орган должен иметь статус государственного, а его решения будут носить рекомендательный характер для выдачи лицензий организациям. Религиоведческая экспертиза в Саратовской области была создана в январе 2007 г. В марте 2007 г. делегация ДУМП во главе с М. Бибарсовым присутствовала на иудейском религиозном празднике Пурим, впервые проведенном совместно двумя иудейскими религиозными организациями – ФЕОР и КЕРООР. Через несколько дней после этого раввин саратовской синагоги М. Фрумин по приглашению ДУМП посетил саратовскую мечеть, где его встречал муфтий М. Бибарсов. Можно считать, что религиозные организации, принимавшие участие в работе Межрелигиозного совета при губернаторе Саратовской области, настроены на развитие сотрудничества, даже при наличии непростых отношений между собой на федеральном уровне.

Мой блог находят по следующим фразам

Вы можете оставить комментарий, или трекбек со своего сайта.

One Response to “Межконфессиональные отношения ислама в области (часть 2)”

  1. […] религиозная структура саратовской области […]

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

Оставить комментарий