2 ноября 2005 г., как упомналось выше, был создан Совет при губернаторе Саратовской области по взаимодействию с религиозными организациями. В состав совета вошли руководители Саратовской епархии Русской православной церкви, Духовного управления мусульман Поволжья, саратовской общины лютеранской церкви «Ингрии» и двух иудейских организаций, представляющих ФЕОР и КЕРООР, а также работники областного правительства и высших учебных заведений. 11 января 2006 г. на первом заседании совета религиозные лидеры области обратились к губернатору П.Л. Ипатову с просьбой ограничить повсеместную продажу алкоголя в регионе. Кроме того, религиозные лидеры считают необходимым решить проблему пагубного влияния игорных заведений на нравственность и социальный уклад жизни граждан. Они также попросили губернатора обратить внимание на введение в общеобразовательных школах предмета «Здоровый образ жизни». По их словам, главный акцент в преподавании этой дисциплины делается на сексуальной жизни, а в некоторых случаях «памятником культуры объявляется “Камасутра”». Это, как считают лидеры религиозных организаций, способствует росту числа школьников, начинающих половую жизнь в раннем возрасте. В конце января М. Бибарсов подвергся в СМИ критике со стороны Союза православных граждан. Эта общественная организация выразила возмущение в связи с выходом книги бывшего православного священника, принявшего ислам, Али-Вячеслава Полосина «Евангелие глазами мусульманина», которая, по словам членов союза, оскорбляет религиозные чувства христиан. «Мы с глубоким сожалением констатируем, что начавшийся 2006 г. был омрачен крайне неприятной провокацией против христианского большинства нашей страны. Организация “Российское исламское наследие” (РИН) выступила инициатором издания оскорбительной для всех христиан книги о Библии, издевающейся над Священным Писанием», – говорится в заявлении Союза. Союз православных граждан возложил ответственность за публикацию книги «Евангелие глазами мусульманина» на лидера РИН Хусейна Джабраилова, написавшего к ней предисловие, и члена президиума РИН Мукаддаса Бибарсова, давшего этому труду высокую оценку в своей рецензии. Представители союза также выразили сожаление по поводу своего согласия на участие в богословском диспуте с представителями РИН, указывая, что «говорить с упомянутыми “богословами” об исламе – все равно, что познавать буддизм через общение с соратниками Сёко Асахары». В феврале 2006 г. Совет муфтиев сравнил введение предмета «Основы православной культуры» в школах с бомбой замедленного действия в межэтнических отношениях в России и предложил ввести курс «История мировых религий». В Московском патриархате усомнились, что позицию муфтия разделяют все мусульмане страны. Тогда со схожими заявлениями выступили целый ряд общественных деятелей, в том числе М. Бибарсов. Представители иудаизма тоже высказались по данному вопросу. Главный раввин России Берл Лазар предложил ввести предмет по основам всех традиционных религий, в противном случае, по его мнению, введение «Основ православной культуры» может привести к разногласиям, чья религия лучше, к разделению, раздорам и насилию в школах. Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин З. Коган считает, что скорее безответственные заявления по этой теме провоцируют в России межрелигиозные конфликты, нежели сама перспектива введения предмета: «Мы считаем некорректным, неуважительным ставить под сомнение право граждан нашей страны на изучение своей традиционной религии на добровольной основе в общедоступной светской школе». Министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко заявил, что и церковь до революции, и коммунистическая партия «оказались не сильно эффективными институтами» в деле поддержания морали в обществе. И хоть десять заповедей, по его мнению, надо соблюдать «независимо от того, религиозен ты или нет», министр неустанно повторял, что качество, уровень и профиль обучения должны соответствовать в первую очередь потребностям государства. Но по вопросу о том, каковы потребности государства, в обществе единства не наблюдается. 25 февраля 2006 г. состоялся пленум руководителей мусульманских организаций Саратовской области. По итогам работы пленума было принято два обращения. Одно из них касалось введения в школьную программу предмета «Основы православной культуры». Во втором обращении участники пленума потребовали сохранить статус национальных школ для средних учебных заведений области. В обращении пленума в связи с введением в школах предмета «Основы православной культуры» говорилось, что «с самого начала дискуссии по вопросу о введении в общеобразовательных государственных школах предмета “Основы православной культуры”, а также после многочисленных заявлений Русской православной церкви и некоторых представителей государственной власти на данный счет, мусульмане России заняли принципиальную позицию, основанную прежде всего на закрепленном в ст. 14 Конституции России положении. В соответствии с ним Российская Федерация является светским государством, т. е. никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данная конституционная норма находит свое подтверждение и в ст. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изменениями по состоянию на 29 декабря 2004 г.). В частности, п. 4 ст. 2 закона в качестве одного из принципов в области государственной политики в сфере образования провозглашает его светский характер в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Эта позиция является последовательной и единой и выражает мнение всех централизованных религиозных организаций и объединений, руководители которых входят в Совет муфтиев России. Она заключается в том, что в государственных образовательных учреждениях допустимо преподавание курса “История мировых религий”, имеющего просветительный характер. Иная позиция недопустима, так как противоречит Основному закону Российской Федерации, согласно которому все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Кроме того, она идет вразрез с таким принципом государственной политики в области образования, как единство федерального культурного и образовательного пространства. К сожалению, свобода совести и вероисповедания на сегодняшний день рассматривается определенными кругами как вседозволенность. Но попытки в рамках образовательного процесса внедрить раздельный подход по конфессиональному признаку крайне опасны. Вера, отношение к ней, религиозные убеждения – это вещи, которыми нельзя спекулировать в политических целях. Нельзя допустить, чтобы в нашей стране был создан еще один очаг напряженности в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений». Через три дня, 28 февраля 2006 г., в СМИ было опубликовано заявление пресс-службы Саратовской епархии Русской православной церкви следующего содержания: «На пленуме Духовного управления мусульман Саратовской области, состоявшемся 25 февраля 2006 г., было принято заявление о недопустимости введения в школах предмета “Основы православной культуры”. Факт принятия и публикация этого обращения вызывают удивление, тем более что мы совершенно согласны с мнением членов мусульманских общин: “Вера, религиозные убеждения – это вещи, которыми нельзя спекулировать в политических целях”». Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» Российской Федерации в своей преамбуле декларирует особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. В той же преамбуле говорится также о том, что христианство составляет неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Таким образом, изучение молодым поколением россиян любой национальности культуры своей страны ни в коем случае не может считаться разрушением единства, нарушением чьих-либо прав и созданием очага напряженности в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. Преподавание культурологического предмета не может нарушать светский характер образования, а тем более нарушать единство федерального и образовательного пространства. Согласно законодательству православие не является государственной или обязательной религией и не претендует на подобные функции. Однако с исторической точки зрения православие в России является религией государствообразующей. По-видимому, представителям мусульманских общин известно и то, что за почти тысячелетний срок существования православия в России в качестве религии основной части населения в стране не было значимых религиозных конфликтов и последователи ислама всегда имели возможность обучать детей основам своей веры и получать духовное образование на российской территории. Оказывая уважение культуре народов, проживающих на территории России, мы желали бы также видеть и с их стороны взаимное уважение к культуре русского народа, который в своем абсолютном большинстве ассоциирует себя с православием: по данным последней Всероссийской переписи населения (2002), в Саратовской области порядка 91,5% населения относят себя к православным и лишь 6% – к мусульманам. В дополнение к приведенному выше заявлению необходимо добавить следующее. 1. Преамбула Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 31-ФЗ гласит: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий федеральный закон». 2. В ходе Всероссийской переписи населения 2002 г. вопрос о вероисповедании не ставился. Саратовские православная и мусульманская организации подтвердили своими заявлениями каждая единство своих взглядов с единоверцами по всей стране. Но это не вызвало никаких трений между конфессиями на местном уровне и не сказалось на продолжении рабочих контактов между Саратовской епархией Русской православной церкви и ДУМП. Предмет «Основы православной культуры» был введен в школьную программу в нескольких областях России с сентября 2006 г. Намечалось обсудить возможность введения этого предмета в Саратовской области на межрелигиозном совете при губернаторе. На совете, собравшемся 21 сентября 2006 г., с участием губернатора П.Л. Ипатова, епископа Саратовского и Вольского Лонгина, муфтия ДУМП М. Бибарсова и других ответственных лиц министр образования области И.Р. Плеве сделал доклад, посвященный введению в региональный компонент школьной программы в Саратовской области предмета «Краеведение», который должен заменить «Основы здорового образа жизни». Тем самым обсуждение возможности введения «Основ православной культуры» было отложено. Рассматривается также вопрос о создании в области религиоведческой экспертизы. Подобные структуры есть уже во многих регионах России. Их главная задача – определение истинного характера организации, которая хочет зарегистрироваться как религиозная. Создаваемый орган должен иметь статус государственного, а его решения будут носить рекомендательный характер для выдачи лицензий организациям. Религиоведческая экспертиза в Саратовской области была создана в январе 2007 г. В марте 2007 г. делегация ДУМП во главе с М. Бибарсовым присутствовала на иудейском религиозном празднике Пурим, впервые проведенном совместно двумя иудейскими религиозными организациями – ФЕОР и КЕРООР. Через несколько дней после этого раввин саратовской синагоги М. Фрумин по приглашению ДУМП посетил саратовскую мечеть, где его встречал муфтий М. Бибарсов. Можно считать, что религиозные организации, принимавшие участие в работе Межрелигиозного совета при губернаторе Саратовской области, настроены на развитие сотрудничества, даже при наличии непростых отношений между собой на федеральном уровне.
Мой блог находят по следующим фразам