Межконфессиональные отношения ислама в области (часть 1)

Как и ранее, мы будем говорить о межконфессиональных отношениях в области сухим языком фактов. Они представляются нам весьма красноречивыми. Конец 1980-х годов в России был отмечен празднованием двух юбилеев – православного и мусульманского, продемонстрировавших возрождение в нашей стране религиозной жизни. В 1988 г. широко отмечалось 1000-летие крещения Руси. Саратовские мусульмане направили в связи с этим поздравление управляющему Саратовской епархии Русской православной церкви архиепископу Пимену. В следующем, 1989 г. архиепископ Пимен поздравил саратовских мусульман с 1100-летием принятия ислама народами Поволжья. С тех пор в Саратове сохраняется обычай православных и мусульман поздравлять друг друга с крупнейшими религиозными праздниками. Руководители православной и мусульманской общин Саратовской области архиепископ Пимен и имам М. Бибарсов принадлежат к разным поколениям религиозных деятелей, но большая широта взглядов и образованность обоих способствовали налаживанию отношений взаимного уважения между основными российскими конфессиями. Проявление этих хороших отношений можно увидеть и в том, что в православном журнале «Саратовские епархиальные ведомости» были опубликованы статья об исламе и интервью М. Бибарсова.

20 января 1995 г. по инициативе руководства ДУМ Поволжья состоялся круглый стол с участием представителей различных конфессий, национально-культурных центров, общественных движений, посвященный трагическим событиям в Чеченской Республике. Во встрече приняли участие православные священники во главе с ректором Саратовской духовной семинарии о. Николаем Агафоновым. По итогам встречи было принято совместное заявление, в котором осуждалась попытка силового разрешения кризиса и звучал призыв ко всем людям доброй воли оказать гуманитарную помощь мирному населению Чечни.
В том же году Саратовскую епархию Русской православной церкви возглавил архиепископ Александр, а вскоре руководителем исполнительной власти в Саратовской области стал Д.Ф. Аяцков, избранный затем губернатором. Отношения между этими лидерами по разным, в том числе и личным, причинам изначально носили сложный характер.
В феврале 1996 г. на областном активе ответственная за социально-идеологическое направление в администрации области Л.К. Слиска в своем докладе критически отозвалась об архиепископе Александре. Это вызвало возмущение общественности. Саратовские мусульмане заняли принципиальную позицию и поддержали православных. В частности, руководство ДУМП направило Д.Ф. Аяцкову письмо следующего содержания: «ДУМП крайне неодобрительно воспринял доклад Л.К. Слиски на собрании областного актива в феврале 1996 г. Критика архиепископа Александра, который немало делал и делает для гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений, как и другие ее некомпетентные высказывания, фактически разрушает нормальный баланс отношений между религиозными объединениями и властными структурами области.
Считаем некорректными и недопустимыми выпады Л.К. Слиски и рассматриваем их как нарушение конституционных прав верующих, как вмешательство во внутренние дела церкви. Просим рассмотреть вопрос о создании единой структуры, работающей с национальными и религиозными объединениями».
С 1996 г. представители руководства православной и мусульманской общин всегда принимали участие в актах торжественного подписания Договора об общественном согласии в Саратовской области, а с 1997 г. – в работе Общественной палаты области. Участие в общественных форумах других религиозных организаций менее заметно, и общение с ними мусульман происходит реже.
В октябре 2000 г. в торжествах по поводу освящения католического собора св. апостолов Петра и Павла в Саратове приняли участие делегации не только христианских церквей (в том числе и православных), но также мусульман и иудеев.
7 мая 2002 г. в Саратове в антифашистском митинге накануне Дня Победы, проведенном по инициативе общественно-политического движения «Мусульмане России», участвовали представители православной епархии и иудейских религиозных организаций. Заметным событием в развитии сотрудничества различных конфессий стала общероссийская научно-практическая конференция «Взаимовлияние культур и цивилизаций», состоявшаяся в Саратове 26 июня 2003 г. Центральной темой выступления профессора Свято-Тихоновского богословского института А. Кураева стали вызовы XXI в. религиозному сознанию. По его мнению, ухудшение социально-экономических условий провоцирует всплеск интереса к религиозной тематике: в России грядет религиозный ренессанс. Нет сомнений, что Запад захочет сделать этот процесс управляемым и взять его под свой контроль. Поэтому новая религиозность будет создаваться в глобальных центрах власти. Нам уже пытаются (совсем не безуспешно) внедрить систему ценностей гедонистической цивилизации, озабоченной лишь тем, чтобы максимально комфортно обустроиться в этой жизни, а отнюдь не духовной подготовкой к встрече с Богом. Ее главный лозунг – «Сделать желудки полными, а сердца – пустыми».
Серьезное давление на умы предпринимает язычество. Чтобы увидеть это, достаточно взглянуть на книжные развалы. Наибольшим спросом у массового потребителя сегодня пользуются книги по диагностике кармы. СМИ популяризируют некую глобалистскую псевдорелигиозность, девиз которой – «Взять по-немножку лучшее из каждой религии». Конечно, современный человек живет в общепланетарной деревне, где разные религии не могут существовать замкнуто. Задача религии в этих условиях – уметь защитить свои традиции, свои ценности. А попытки создать общемировую единую религию, как показывает история, порождают лишь новые жертвы и конфликты.
Шейх Равиль Гайнутдин приветствовал саратовский форум от лица Совета муфтиев России и от имени участников международной конференции, прошедшей недавно в Стамбуле под девизом «Божественные религии проклинают терроризм». Приехавший на конференцию секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев зачитал приветствие председателя этого совета митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
На следующий день после конференции Р. Силантьев выступил от лица Московского патриархата на собрании священнослужителей Саратовской епархии Русской православной церкви и посоветовал уделить внимание изучению ислама на занятиях в Саратовской православной духовной семинарии.
В сентябре 2003 г. в Саратов прибыл новый управляющий православной епархией епископ Лонгин, который стал более активно участвовать в светских мероприятиях, чем его предшественник. Епископ Лонгин и М. Бибарсов часто оказывались рядом в президиумах на заседаниях Общественной палаты и других форумах. Взаимодействие между руководством православной и мусульманской общин области стало постоянным.
17–18 декабря того же года Саратовская епархия организовала межрегиональную научно-практическую конференцию «Православие и духовное здоровье нации», в работе которой приняла участие делегация мусульман во главе с М. Бибарсовым.
3 февраля 2004 г. М. Бибарсов предложил создать в Саратовской области Совет религиозных деятелей при губернаторе, сказав, что это нужно вовсе не потому, что в Саратове наблюдаются трения на религиозной почве. Наоборот, отношения между различными религиозными конфессиями достаточно ровные, однако «для укрепления отношений инициатива должна исходить не от религиозных организаций, а от власти».
В 2004 г. в саратовских СМИ был опубликован ряд статей, в которых отмечалось, что ни один российский город не претерпел такого нашествия «сектантов», как Саратов, который постепенно превращается в «столицу мормонов», и последователи церкви Иисуса Христа святых последних дней обвинялись в проникновении на секретные объекты и в воинские части области.
В июне архиепископ Саратовский и Вольский Лонгин обратился с открытым письмом к губернатору области Д. Аяцкову с просьбой не допустить строительства мормонского храма в центре Саратова. По мнению Владыки, это будет способствовать «усилению межрелигиозного напряжения в городе». Владыка Лонгин считал, что возведение мормонского центра по соседству с православной церковью Покрова Божьей Матери оскорбит религиозные чувства православных.
30 июля 2004 г. на центральной площади Саратова прошла акция протеста против сооружения в городе храмового комплекса мормонов. В митинге, организованном Саратовским епархиальным управлением, приняли участие священнослужители Саратовской епархии, прихожане православных церквей Саратова, Энгельса, Балашова, Вольска, представители общественных организаций области. В заключение акции была оглашена резолюция – обращение к правительству Саратовской области и администрации Саратова.
7 августа по инициативе Саратовского епархиального управления повторную акцию протеста провело Волжское казачье общество. На этом митинге, в котором приняли участие более 100 человек, мормоны были названы не только «бесовской сектой», но и «агентами ЦРУ».
Вслед за православными свое негативное отношение к церкви Иисуса Христа святых последних дней высказали представители ислама. Основываясь на результатах опроса общественного мнения, проведенного среди мусульман, глава ДУМП подчеркнул, что мормоны, центр организации которых находится в Америке, ассоциируются у верующих с США, а сами мормоны не учитывают существующего сегодня в России у большинства мусульман исключительно негативного отношения к американской внешней политике. Следовательно, и позиция ДУМ Поволжья по поводу строительства храмового комплекса мормонов в непосредственной близости от мечети резко отрицательная.
11 июля 2005 г. ДУМП выступило с заявлением, в котором выразило возмущение и недоумение по поводу антиисламского выпада со стороны главного раввина России, руководителя ФЕОР Берла Лазара. В заявлении говорилось, что, выступая по поводу террористического акта в Лондоне, Берл Лазар «позволил себе оскорбительные, а главное – абсолютно безосновательные выпады в отношении мусульман, которых, помимо прочего, в лучших фашистских традициях называет «нелюдями»: «Несмотря на то что никто не взял на себя ответственность за теракты и официальное следствие не выдвинуло версии относительно их организаторов и исполнителей, Берлу Лазару они уже известны… Такая “осведомленность” позволяет предположить причастность Берла Лазара к тем, кто стоит у истоков огромной лжи, формирующей негативное отношение общества к мусульманам, к тем, кто ставит знак равенства между преступниками и верующими людьми», – говорилось в документе.
Авторы заявления также напомнили Берлу Лазару, что «вражда между представителями иудейской и исламской традиций не имеет подтверждений на всем протяжении российской истории» и что «в наше время люди, претендующие на авторитет среди верующих, должны осознавать всю меру ответственности за сказанное слово и помнить пословицу: “Кто посеет ветер, пожнет бурю”». По их мнению, «Берл Лазар вряд ли осознает все возможные последствия своих заявлений. Вместо того чтобы, как и положено религиозному деятелю, воспитывать в людях любовь к ближнему, толерантность, укрепляя тем самым атмосферу уважения и взаимопонимания, он намеренно вносит элемент подозрительности и создает повод для межрелигиозных распрей, покушаясь тем самым на внутреннюю политическую стабильность России».
21 сентября того же года в Саратове состоялось торжественное открытие новой мечети. Поздравить мусульман пришли представители властей, многих общественных и религиозных организаций. Православную делегацию возглавлял секретарь Саратовского епархиального управления игумен Евфимий.
В своей торжественной речи, с благодарностью перечисляя людей, помогавших строительству мечети, муфтий М. Бибарсов отметил, что среди них были представители разных вероисповеданий, и особо подчеркнул заслуги депутата областной думы, прихожанина саратовской синагоги Л.П. Каца, уже закончившего земную жизнь.

Мой блог находят по следующим фразам

Вы можете оставить комментарий, или трекбек со своего сайта.

One Response to “Межконфессиональные отношения ислама в области (часть 1)”

Оставить комментарий