Как и ранее, мы будем говорить о межконфессиональных отношениях в области сухим языком фактов. Они представляются нам весьма красноречивыми. Конец 1980-х годов в России был отмечен празднованием двух юбилеев – православного и мусульманского, продемонстрировавших возрождение в нашей стране религиозной жизни. В 1988 г. широко отмечалось 1000-летие крещения Руси. Саратовские мусульмане направили в связи с этим поздравление управляющему Саратовской епархии Русской православной церкви архиепископу Пимену. В следующем, 1989 г. архиепископ Пимен поздравил саратовских мусульман с 1100-летием принятия ислама народами Поволжья. С тех пор в Саратове сохраняется обычай православных и мусульман поздравлять друг друга с крупнейшими религиозными праздниками. Руководители православной и мусульманской общин Саратовской области архиепископ Пимен и имам М. Бибарсов принадлежат к разным поколениям религиозных деятелей, но большая широта взглядов и образованность обоих способствовали налаживанию отношений взаимного уважения между основными российскими конфессиями. Проявление этих хороших отношений можно увидеть и в том, что в православном журнале «Саратовские епархиальные ведомости» были опубликованы статья об исламе и интервью М. Бибарсова.
20 января 1995 г. по инициативе руководства ДУМ Поволжья состоялся круглый стол с участием представителей различных конфессий, национально-культурных центров, общественных движений, посвященный трагическим событиям в Чеченской Республике. Во встрече приняли участие православные священники во главе с ректором Саратовской духовной семинарии о. Николаем Агафоновым. По итогам встречи было принято совместное заявление, в котором осуждалась попытка силового разрешения кризиса и звучал призыв ко всем людям доброй воли оказать гуманитарную помощь мирному населению Чечни.
В том же году Саратовскую епархию Русской православной церкви возглавил архиепископ Александр, а вскоре руководителем исполнительной власти в Саратовской области стал Д.Ф. Аяцков, избранный затем губернатором. Отношения между этими лидерами по разным, в том числе и личным, причинам изначально носили сложный характер.
В феврале 1996 г. на областном активе ответственная за социально-идеологическое направление в администрации области Л.К. Слиска в своем докладе критически отозвалась об архиепископе Александре. Это вызвало возмущение общественности. Саратовские мусульмане заняли принципиальную позицию и поддержали православных. В частности, руководство ДУМП направило Д.Ф. Аяцкову письмо следующего содержания: «ДУМП крайне неодобрительно воспринял доклад Л.К. Слиски на собрании областного актива в феврале 1996 г. Критика архиепископа Александра, который немало делал и делает для гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений, как и другие ее некомпетентные высказывания, фактически разрушает нормальный баланс отношений между религиозными объединениями и властными структурами области.
Считаем некорректными и недопустимыми выпады Л.К. Слиски и рассматриваем их как нарушение конституционных прав верующих, как вмешательство во внутренние дела церкви. Просим рассмотреть вопрос о создании единой структуры, работающей с национальными и религиозными объединениями».
С 1996 г. представители руководства православной и мусульманской общин всегда принимали участие в актах торжественного подписания Договора об общественном согласии в Саратовской области, а с 1997 г. – в работе Общественной палаты области. Участие в общественных форумах других религиозных организаций менее заметно, и общение с ними мусульман происходит реже.
В октябре 2000 г. в торжествах по поводу освящения католического собора св. апостолов Петра и Павла в Саратове приняли участие делегации не только христианских церквей (в том числе и православных), но также мусульман и иудеев.
7 мая 2002 г. в Саратове в антифашистском митинге накануне Дня Победы, проведенном по инициативе общественно-политического движения «Мусульмане России», участвовали представители православной епархии и иудейских религиозных организаций. Заметным событием в развитии сотрудничества различных конфессий стала общероссийская научно-практическая конференция «Взаимовлияние культур и цивилизаций», состоявшаяся в Саратове 26 июня 2003 г. Центральной темой выступления профессора Свято-Тихоновского богословского института А. Кураева стали вызовы XXI в. религиозному сознанию. По его мнению, ухудшение социально-экономических условий провоцирует всплеск интереса к религиозной тематике: в России грядет религиозный ренессанс. Нет сомнений, что Запад захочет сделать этот процесс управляемым и взять его под свой контроль. Поэтому новая религиозность будет создаваться в глобальных центрах власти. Нам уже пытаются (совсем не безуспешно) внедрить систему ценностей гедонистической цивилизации, озабоченной лишь тем, чтобы максимально комфортно обустроиться в этой жизни, а отнюдь не духовной подготовкой к встрече с Богом. Ее главный лозунг – «Сделать желудки полными, а сердца – пустыми».
Серьезное давление на умы предпринимает язычество. Чтобы увидеть это, достаточно взглянуть на книжные развалы. Наибольшим спросом у массового потребителя сегодня пользуются книги по диагностике кармы. СМИ популяризируют некую глобалистскую псевдорелигиозность, девиз которой – «Взять по-немножку лучшее из каждой религии». Конечно, современный человек живет в общепланетарной деревне, где разные религии не могут существовать замкнуто. Задача религии в этих условиях – уметь защитить свои традиции, свои ценности. А попытки создать общемировую единую религию, как показывает история, порождают лишь новые жертвы и конфликты.
Шейх Равиль Гайнутдин приветствовал саратовский форум от лица Совета муфтиев России и от имени участников международной конференции, прошедшей недавно в Стамбуле под девизом «Божественные религии проклинают терроризм». Приехавший на конференцию секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев зачитал приветствие председателя этого совета митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
На следующий день после конференции Р. Силантьев выступил от лица Московского патриархата на собрании священнослужителей Саратовской епархии Русской православной церкви и посоветовал уделить внимание изучению ислама на занятиях в Саратовской православной духовной семинарии.
В сентябре 2003 г. в Саратов прибыл новый управляющий православной епархией епископ Лонгин, который стал более активно участвовать в светских мероприятиях, чем его предшественник. Епископ Лонгин и М. Бибарсов часто оказывались рядом в президиумах на заседаниях Общественной палаты и других форумах. Взаимодействие между руководством православной и мусульманской общин области стало постоянным.
17–18 декабря того же года Саратовская епархия организовала межрегиональную научно-практическую конференцию «Православие и духовное здоровье нации», в работе которой приняла участие делегация мусульман во главе с М. Бибарсовым.
3 февраля 2004 г. М. Бибарсов предложил создать в Саратовской области Совет религиозных деятелей при губернаторе, сказав, что это нужно вовсе не потому, что в Саратове наблюдаются трения на религиозной почве. Наоборот, отношения между различными религиозными конфессиями достаточно ровные, однако «для укрепления отношений инициатива должна исходить не от религиозных организаций, а от власти».
В 2004 г. в саратовских СМИ был опубликован ряд статей, в которых отмечалось, что ни один российский город не претерпел такого нашествия «сектантов», как Саратов, который постепенно превращается в «столицу мормонов», и последователи церкви Иисуса Христа святых последних дней обвинялись в проникновении на секретные объекты и в воинские части области.
В июне архиепископ Саратовский и Вольский Лонгин обратился с открытым письмом к губернатору области Д. Аяцкову с просьбой не допустить строительства мормонского храма в центре Саратова. По мнению Владыки, это будет способствовать «усилению межрелигиозного напряжения в городе». Владыка Лонгин считал, что возведение мормонского центра по соседству с православной церковью Покрова Божьей Матери оскорбит религиозные чувства православных.
30 июля 2004 г. на центральной площади Саратова прошла акция протеста против сооружения в городе храмового комплекса мормонов. В митинге, организованном Саратовским епархиальным управлением, приняли участие священнослужители Саратовской епархии, прихожане православных церквей Саратова, Энгельса, Балашова, Вольска, представители общественных организаций области. В заключение акции была оглашена резолюция – обращение к правительству Саратовской области и администрации Саратова.
7 августа по инициативе Саратовского епархиального управления повторную акцию протеста провело Волжское казачье общество. На этом митинге, в котором приняли участие более 100 человек, мормоны были названы не только «бесовской сектой», но и «агентами ЦРУ».
Вслед за православными свое негативное отношение к церкви Иисуса Христа святых последних дней высказали представители ислама. Основываясь на результатах опроса общественного мнения, проведенного среди мусульман, глава ДУМП подчеркнул, что мормоны, центр организации которых находится в Америке, ассоциируются у верующих с США, а сами мормоны не учитывают существующего сегодня в России у большинства мусульман исключительно негативного отношения к американской внешней политике. Следовательно, и позиция ДУМ Поволжья по поводу строительства храмового комплекса мормонов в непосредственной близости от мечети резко отрицательная.
11 июля 2005 г. ДУМП выступило с заявлением, в котором выразило возмущение и недоумение по поводу антиисламского выпада со стороны главного раввина России, руководителя ФЕОР Берла Лазара. В заявлении говорилось, что, выступая по поводу террористического акта в Лондоне, Берл Лазар «позволил себе оскорбительные, а главное – абсолютно безосновательные выпады в отношении мусульман, которых, помимо прочего, в лучших фашистских традициях называет «нелюдями»: «Несмотря на то что никто не взял на себя ответственность за теракты и официальное следствие не выдвинуло версии относительно их организаторов и исполнителей, Берлу Лазару они уже известны… Такая “осведомленность” позволяет предположить причастность Берла Лазара к тем, кто стоит у истоков огромной лжи, формирующей негативное отношение общества к мусульманам, к тем, кто ставит знак равенства между преступниками и верующими людьми», – говорилось в документе.
Авторы заявления также напомнили Берлу Лазару, что «вражда между представителями иудейской и исламской традиций не имеет подтверждений на всем протяжении российской истории» и что «в наше время люди, претендующие на авторитет среди верующих, должны осознавать всю меру ответственности за сказанное слово и помнить пословицу: “Кто посеет ветер, пожнет бурю”». По их мнению, «Берл Лазар вряд ли осознает все возможные последствия своих заявлений. Вместо того чтобы, как и положено религиозному деятелю, воспитывать в людях любовь к ближнему, толерантность, укрепляя тем самым атмосферу уважения и взаимопонимания, он намеренно вносит элемент подозрительности и создает повод для межрелигиозных распрей, покушаясь тем самым на внутреннюю политическую стабильность России».
21 сентября того же года в Саратове состоялось торжественное открытие новой мечети. Поздравить мусульман пришли представители властей, многих общественных и религиозных организаций. Православную делегацию возглавлял секретарь Саратовского епархиального управления игумен Евфимий.
В своей торжественной речи, с благодарностью перечисляя людей, помогавших строительству мечети, муфтий М. Бибарсов отметил, что среди них были представители разных вероисповеданий, и особо подчеркнул заслуги депутата областной думы, прихожанина саратовской синагоги Л.П. Каца, уже закончившего земную жизнь.
Мой блог находят по следующим фразам