С 80-х годов прошлого столетия усилиями мировых, а затем и отечественных СМИ в общественном сознании выстраивается ассоциативный ряд: ислам – экстремизм – терроризм. Мусульмане России вынуждены постоянно оправдываться и заверять всех в своем миролюбии. Противостоять нестихающему разгулу исламофобии приходится и саратовской умме. Еще в ноябре 1990 г. во втором выпуске «Мусульманского вестника», специального приложения к саратовской газете «Анонс», появилась статья «Исламский фундаментализм» представителя Исламской партии возрождения в Москве Абу Касыма. В статье осуждались погромы в Сумгаите, Баку, Фергане и Оше, разъяснялось, что ислам не имеет ничего общего с разгулом насилия.
В многочисленных публичных выступлениях руководителей саратовской уммы в 1990-е годы красной нитью проходила мысль об осуждении религиозного экстремизма и нарастании исламофобии в СМИ. Начиная с 1996 г. ДУМП подписало все редакции периодически обновляемого Договора об общественном согласии в Саратовской области, где содержались положения о необходимости противодействия религиозному экстремизму и межнациональной розни. Нельзя обойти молчанием противоречия между правоохранительными органами и ДУМП по поводу причастности к экстремистской деятельности гражданина Узбекистана А.Х. Холмирзоева, с 1995 по 2002 г. проживавшего в Саратовской области. Власти Узбекистана в 1998 г. объявили Холмирзоева в международный розыск, обвинив его в том, что с 1989 г. он являлся лидером экстремистского ваххабитского движения «Ислам Лашкарлари» («Воины Ислама»), имеющего целью свержение конституционного строя в республике.
С 1998 по 2002 г. ДУМП неоднократно обращалось к Президенту Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, директору ФСБ, депутатам Государственной Думы с просьбой не выдавать Холмирзоева узбекским властям, так как считало обвинение надуманным. Обращения ДУМП во властные инстанции по этому делу поддерживал депутат Государственной Думы от Саратовской области О. Коргунов. 12 апреля 2002 г. Холмирзоев был задержан правоохранительными органами Российской Федерации. В письме, полученном ДУМП от В.И. Зайцева, помощника Генерального прокурора Российской Федерации, сообщалось, что решением руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. А.Х. Холмирзоев выдан правоохранительным органам Республики Узбекистан. Руководство ДУМП сохранило свое мнение о непричастности Холмирзоева к экстремистской деятельности.
ДУМ Поволжья неоднократно заявляло о том, что росту религиозно-политического экстремизма способствует межнациональная рознь, усиление которой происходит из-за некоторых непродуманных действий властей. В 2001 г. в связи с установлением официальных Дней воинской славы руководство и активисты ДУМП из числа руководителей национальных общественных объединений неоднократно заявляли о необходимости преодоления некоторых устаревших штампов во взглядах на прошлое нашей страны, не способствующих укреплению дружбы народов. В этих заявлениях говорилось, что в ряде официальных документов и учебных пособий история Российской Федерации преподносится как история Московского княжества, победы которого над другими княжествами и ханствами в борьбе за власть трактуются как победы над внешним врагом.
В образе врага предстают при этом народы, искони проживающие на территории нашей страны. Широкий резонанс вызвал факт включения в число государственных праздников сражения на Куликовом поле, которое официально именуется «победой русских воинов над татаромонголами». Уже одно наименование этого события противопоставляет друг другу народы нашей страны, превращая одних в завоевателей, других – в побежденных. Подобные действия способны разрушить накопленный веками потенциал братских отношений между русским и татарским народами, союз которых стал фундаментом великой многонациональной державы. В противном случае мы сами можем допустить еще большее разделение, когда миллионы наших граждан будут чувствовать себя не дома, а на чужбине, в качестве инородного меньшинства или в плену у другого народа, который празднует свою победу доныне, чтобы еще больше унизить побежденных.
В сентябре 2001 г., после сообщения о террористических актах в Нью-Йорке, Духовное управление мусульман Поволжья первым в Саратове выразило соболезнование американскому народу. «Мы скорбим» – так начиналось обращение имама ДУМП к населению Саратовской области по поводу трагических событий, потрясших весь мир. Дальше говорилось, что «мусульмане Поволжья расценивают совершенную террористическую акцию как вызов всему человечеству и выражают искренние соболезнования народу Соединенных Штатов, семьям, родным и близким погибших. Террористы, совершившие эти чудовищные злодеяния, как бы они себя ни называли: иудеями, мусульманами, христианами, – не могут считаться верующими людьми и людьми вообще, никто не может оправдать совершенные террористические акции и гибель мирных людей». В ответ на участившиеся в СМИ нападки на ислам в Саратове 3 ноября 2001 г. прошла научно-практическая конференция «Ислам – религия мира», на которой шейх Р. Гайнутдин, муфтий М. Бибарсов и другие мусульманские лидеры донесли до собравшихся мысль о миролюбии исламского вероучения, а также осудили экстремизм и разжигание вражды между людьми.
7 мая 2002 г. накануне Дня Победы, на площади им. Гагарина в Саратове мусульманская общественность совместно с представителями других религий провела митинг против проявлений фашизма и национализма. В октябре 2002 г. в связи с терактом в Москве Мукаддас Бибарсов выступил с заявлением, в котором говорилось: «Захват сотен мирных людей в центре Москвы, трансляция этого чудовищного террористического акта в прямом эфире российскими телеканалами, комментарии о национальной и религиозной принадлежности террористов вызвали самый настоящий шок у мусульманской общественности нашего региона. Духовное управление мусульман Поволжья считает, что случившееся, кем бы оно ни было совершено, наносит серьезный удар по авторитету страны и власти, дестабилизирует обстановку в обществе.
Чем бы ни мотивировали террористы эту акцию, она заслуживает решительного осуждения, ибо захват невинных людей идет вразрез с нормами морали и вероубеждением мусульман. Тем не менее мы считаем, что это стало возможным в том числе в результате развертывания средствами массовой информации мощной антиисламской пропаганды, исламофобии в обществе. Яркий по своей гнусности пример – серия публикаций “Если бы я был Бен Ладеном” в авторитетной российской газете “Известия”. Попытки обвинить мусульман во всех мыслимых и немыслимых грехах способствуют лишь расколу общества, хотя мы постоянно подчеркиваем, что мусульмане – часть России, ее прошлое, настоящее и будущее. Духовное управление мусульман Поволжья, последовательно отстаивая идеи мира, добра и консолидации общества, решительно осуждает захват невинных людей и призывает освободить заложников, решить вопрос в Чечне мирным путем и прекратить антиисламскую пропаганду в СМИ».
2 октября 2002 г. правоохранительные органы г. Маркса Саратовской области арестовали работавшего в местной мечети гражданина Узбекистана Маннопжона Рахматуллаева, постоянно проживавшего в России с 1995 г. Арест был произведен по требованию правоохранительных органов Узбекистана, обвинивших его в незаконном выезде за границу (ст. 223 ч. 1 УК РУ). Согласно материалам, представленным в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, преступление гражданина Узбекистана Рахматуллаева состояло в том, что 31 ноября 1992 г. он без специального разрешения выехал в Саудовскую Аравию для религиозного обучения. Этот факт был обнаружен в 1994 г., а 8 апреля 1998 г. Рахматуллаев был объявлен в розыск. Сам обвиняемый заявлял, что законно получил саудовскую визу и выехал для участия в хадже, пройдя пограничный контроль в ташкентском аэропорту.
16 октября Генеральный прокурор России В. Устинов санкционировал выдачу Рахматуллаева Узбекистану. Адвокат Рахматуллаева Рустам Хаметов подал жалобу в Саратовский областной суд о незаконности принятого решения. 25–26 октября дело рассматривалось в суде, и жалоба адвоката была удовлетворена. Суд постановил освободить Рахматуллаева из-под стражи. На выходе из здания суда Рахматуллаев был вновь задержан, на него надели наручники и доставили в следственный изолятор Саратова. Официальные лица сообщили адвокату, что задержание произведено на основании нового запроса из Узбекистана, в котором Рахматуллаеву предъявлено дополнительное обвинение по нескольким статьям УК Узбекистана, включая «участие в религиозных экстремистских организациях», «попытку свергнуть конституционный строй» и «незаконное ношение огнестрельного оружия».
ДУМ Поволжья считало и считает обвинение Рахматуллаева надуманным, но попытки узнать о его дальнейшей судьбе не привели к успеху.
30 марта 2003 г. в Саратове состоялся митинг против войны в Ираке, проведенный молодежным крылом Саратовского отделения ООД «Мусульмане России» совместно с другими общественными организациями.
9 декабря в связи с террористическими актами в Москве и Ессентуках ДУМП выступило с заявлением, в котором говорилось: «Мы еще раз принципиально выступаем против насилия и попыток его применения для разрешения общественных и политических проблем и обеспокоены тем, что определенные политические силы пытаются связать ситуацию на Северном Кавказе и споры вокруг этой проблемы с религиозными вопросами. Очень печально, что СМИ подыгрывают сепаратистам, используют чисто религиозные, сакральные для мусульман термины, давая оценку и описывая деяния террористов, совершающих грех убийства и самоубийства. Тем самым готовится база для преступных деяний будущих террористов». В заявлении также отмечается, что «шахид – это священное для всех истинно верующих людей понятие. Всегда считалось за честь погибнуть за идеалы своей веры. Однако этот термин неприменим, когда описываются преступления, совершаемые самоубийцами и сепаратистами против людей и общества в целом».
Духовное управление мусульман Поволжья выразило глубокие соболезнования родственникам и семьям погибших.
19–24 апреля 2004 г. в Саратове проходила международная научно-практическая конференция «Толерантность и межэтнические отношения в России», в которой приняли самое активное участие представители ДУМП и лидеры национальных общественных организаций мусульманских народов. В течение шести дней участники конференции готовили свои предложения по формированию законодательной базы, регулирующей права этнических меньшинств и миграционные процессы в Российской Федерации. Саратовская область не случайно была названа идеальным местом для обсуждения межэтнических отношений, выбор региона в качестве места проведения конференции был обусловлен «накопленным в Саратове опытом социального и межэтнического партнерства». Областное правительство утверждало, что губерния с полным правом могла претендовать на звание одного из самых толерантных субъектов Российской Федерации. Во-первых, область по своему составу многонациональна. Во-вторых, уже восемь лет в области действовал Договор об общественном согласии, в котором участвовали все этнические и религиозные общины, международные организации и органы исполнительной власти. В-третьих, в регионе осуществлялась целевая программа этнокультурного развития области. В-четвертых, Саратовская область являлась одним из немногих субъектов Российской Федерации, где создавались благоприятные условия для тех, кто избрал этот регион своей новой родиной. Это достигалось благодаря грамотной этноконфессиональной и миграционной политике. В то же время участники конференции констатировали, что у Саратовской области, которая граничит с Казахстаном, много проблем, связанных с мигрантами и беженцами. В ходе форума рассматривались вопросы о роли международных организаций в правовом обеспечении гуманитарных принципов, о влиянии социально-политических процессов в современном мире на соблюдение прав человека. В целом в работе конференции приняли участие более 600 человек.
Мой блог находят по следующим фразам