На исходе XIX вeкa в русской культуре заявило о себе «новое», «свободное», современное искусство получившее название «нового стиля», или модерна. Это было время, когда Россия брала мощный разбег во всех областях жизни — в культуре, промышленности, хозяйстве и уверенно вступила в индустриальную эпоху. И вот тогда на этом фоне удивительным, фантастическим цветком расцвел модерн. Он выплеснулся, казалось, прямо из сердца, не желающего примириться со скучным однообразием всего, что окружает человека, что формирует его быт: жилища, мебели, посуды, одежды. Модерн выразил ностальгию по прошлому, по первозданной природе: по прихотливым изгибам виноградной лозы и цветочного стебля, по шершавой поверхности сосновой шишки — словом, по ассиметрии, утраченной в индустриальную эпоху.
Апологет модерна, крупнейший русский архитектор, детские и юношеские годы, которого прошли в Саратове, Ф. Шехтель писал: «Надо,чтобы красота сопровождала нас всюду <…> чтобы она обнимала вас, когда вы встаете, ложитесь, работаете, одеваетесь, любите, мечтаете или обедаете. Надо сделать жизнь, которая, прежде всего, уродлива — прежде всего, прекрасней».
Модерн в архитектуре не был одинок. Те же явления, связанные с поисками нового художественного языка, появились в музыке,театре, изобразительном искусстве, литературе тех лет.
Кто не испытывал волнения при виде сухих цветов или листьев, долго пролежавших между страницами книги? Кажется, что эти поблекшие стебли и лепестки, причудливо переплетенные, утратившие былые очертания, живут своей особой жизнью в двухмерном пространстве. Если соотнести этот образ с фасадом и внутренним пространством здания, перед нами предстанет излюбленный декор стиля модерн.
Как долго длящиеся звуки, наполненные многими оттенками, в модерне зазвучали растительные мотивы. Удлинялись пропорции зданий, вытягивались окна, тянулись вверх, переплетаясь, струны оград. Излюбленными деталями зданий были окна и двери в виде буквы «омега», которая напоминала улыбку, из-за чего архитектуру в этом стиле прозвали «улыбающейся». Причудливые орнаменты фантастических растений оформили интерьеры зданий, лестницы, светильники. Окна залов, кабинетов и обычных лестничных площадок украсились цветными витражами. Текучие, раскованные и пластичные линии, их прихотливое переплетение стали отличительной чертой стиля модерн.
При этом изощренность декоративных приемов в архитектуре модерна демонстрировала виртуозное владение материалами, умение придать камню, дереву, металлу любую произвольную форму, удивить. Отсюда плавность металлических ограждений балконов, изогнутые формы кровли, козырьков, водосточных труб, искривлённый рисунок деревянных рам и лестниц, выпуклые стёкла.
В то же время архитектура активно осваивает новые материалы: лицевой кирпич, изразцовую плитку, бетон и железобетон, тонированное стекло, кованую сталь…
Стиль модерн, несмотря на кратковременность своего расцвета, пустил корни в России повсеместно, впитывая национальные, местные традиции. Помимо Москвы и Петербурга он успел наложить заметную печать на архитектурный пейзаж таких городов как Одесса, Пятигорск, Самара, Нижний Новгород и Саратов.
Если в столичном Петербурге одним из самых распространенных типов архитектуры «нового стиля» был доходный дом, а в москве, по традиции, ведущим остался частный особняк, то в Саратове модерн преуспел в возведении крупных общественных зданий: торговых домов, контор, типографий, банков, которые отличались от особняков и других камерных построек масштабами и характером архитектуры.
С конца XIX в. Саратов активно развивается, по численности населения — это третий город россии в ее нынешних границах, после Петербурга и Москвы, крупный торгово-промышленный центр Поволжья. Архитектура стала пространством для многообразно и сложно развивающейся жизни Саратова рубежа двух веков. Вместе с ростом города росли и его архитекторы, среди них были приверженцы петербургской, московской и некоторых других школ, местные и приезжие из других городов, последовательные проводники стиля и мучительно ищущие себя в творчестве.
Вот несколько имен из числа талантливых и плодотворных зодчих, работавших в Саратове с конца XIX века: Пётр Зыбин, Василий Люкшин, Юрий Терликов, Мечислав Пульман, Семен Каллистратов, Владимир Карпенко, Карл Мюфке.
Здания эпохи модерна в Саратове являют зрителю своеобразие творческого почерка каждого из этих мастеров. Талантливый зодчий К.Мюфке обогатил губернский город двумя высокохудожественными архитектурными ансамблями Императорского университета и Клинического городка в стиле позднего модерна. В Саратове сложилась своя система: модерн-классицизм, сохраняющая налет присущей Саратову «классичности». Ее выразителями помимо К. Мюфке стали такие зодчие как с Каллистратов и В. Карпенко. Каллистратову принадлежат такие классические работы в этом направлении, как женская гимназия Куфельд (Первомайская, 75), гостиница «Астория» (пр. Кирова, 34). По проекту В. Карпенко было построено здание для филиала Санкт-Петербургского ломбарда на Немецкой улице (Кирова,29).
подлинным украшением, ярким бисером на архитектурной ткани города рассыпаны саратовские особняки эпохи модерна. Открываешь их почти всегда неожиданно в тихих, зеленых кварталах, среди монотонно дремлющей застройки. По этим зданиям можно проследить становление композиционных и декоративных приемов в архитектуре модерна. Шедеврами «чистого» модерна в Саратове являются особняки К. Рейнеке (Соборная,22), Э. Бореля (Волжская,22).
Чертами модерна отмечены и многие другие, более скромные здания, еще сохранившиеся на улицах Саратова. Это не уникальные (как дома Рейнеке, Шмидта, Бореля, Скворцова), но достойные, цельные в стилевом единстве и сохранившие первоначальный замысел здания. Вот некоторые адреса: улицы Дзержинского, 8, Провиантская, 13, 14,15,21, Чапаева, 73, пр. Кирова, 25, Вавилова, 16, Т.Шевченко, 26, Вознесенская, 33, Московская, 116. в этих домах, спроектированных обычно местными известными (и не очень) архитекторами, Модерн предстает не во всем последовательным, как в трех-пяти уникальных произведениях, но всегда изобретательным, талантливым и живым. В каждом из них обязательно есть своя изюминка. Одно здание удивляет прекрасной декоративной оградой, другое — совершенством лепного орнамента и причудливым декором, третье — изысканным витражом.
Прошло почти сто лет с той поры, когда закатилась звезда модерна. Канул, ушел в сон мир русского модерна, с его чувством прекрасного, с его утонченными переживаниями. Но оказалось, что эти болезненные на вид, слабые болотные цвета и растения, ставшие символом модерна, воплощенные в металле и камне, живучи, пережив войны, катастрофы, отрицание, модерн вновь завладел сердцами людей, в творчестве с новой силой возрождается интерес к модерну.
Кто знает, может быть, рожденный в канун xx столетия, он воскреснет в XXI веке?
Автор статьи: М.В. Провоторова
Мой блог находят по следующим фразам