Этнические мусульмане и межнациональные отношения в области

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г., из 135 народов, представители которых проживают в области, 45 относятся к традиционно мусульманским. Из них: казахов – 78 320, татар – 57 577, азербайджанцев – 16 417, чеченцев – 8515, лезгин – 5308, башкир – 3988, курдов – 2268, узбеков – 2140, таджиков – 1468, аварцев – 1445, табасаран – 1276 человек. По словам лидеров национальных общественных организаций кавказских и среднеазиатских народов, их соплеменников в области много больше, чем показала перепись.

Казахи считают, что их предки – кочевые племена Евразии – приняли ислам в IX в. Впоследствии целое тысячелетие путешественники оценивали степняков как полуязычниковполумусульман. Как самоназвание народа слово «казахи» известно с конца XV в. В степном саратовском Заволжье казахи поселились после того, как в 1771 г. оттуда ушли калмыки. В дореволюционной России казахов часто называли киргиз-кайсаками. Большинство саратовских казахов живут в сельской местности в восточных районах области. В Александрово-Гайском районе казахи составляют свыше половины населения.
90-е годы прошлого века отмечены ростом национального самосознания у саратовских казахов. Стал широко праздноваться казахский национальный праздник Наурыз. В 1992 г. делегация казахов Саратовской области под руководством профессора Е.Т. Джунельбаева приняла участие в работе Всемирного курултая казахов.
В ноябре 1997 г. были зарегистрированы две казахские национальные общественные организации: Саратовский областной центр казахской культуры «Казахстан» (рук. Е.Т. Джунельбаев) и «Ассоциация поволжских казахов» (рук. В.А. Ташпеков).
С 1998 г. работает казахская национальная школа в районном центре Александров-Гай, а в пяти школах Александрово-Гайского и Новоузенского районов преподают казахский язык. Если раньше имамами в казахских селах, как правило, были татары, то сейчас в области шесть имамов-казахов. Несколько молодых саратовских казахов учатся на имамов в исламских вузах в России и за рубежом. Казахом по национальности является очень активный и образованный руководитель пресс-службы ДУМ Поволжья А.Ш. Махметов. В 2000 г. была образована Лига казахов Поволжья (рук. Р.С. Бисенгалиев), а в 2003 г. – Саратовская городская национально-культурная казахская автономия (рук. М.С. Бисенгалиев). С конца 1990-х годов в казахских селах стали строить мечети. В сентябре 2006 г. на открытие мечети в с. Тарлыковка Ровенского района прибыла целая делегация из Казахстана. Участник торжества, Герой России и Казахстана, летчик-космонавт Талгат Мусабаев, поведал присутствующим о своем принятии ислама в космосе. Концертной программой на открытии мечети руководил известный телеведущий Леонид Якубович. Открытие сельской мечети
было показано в телевизионных новостях.
Татары живут и трудятся во всех городах и районах Саратовской области. Две трети саратовских татар – городские жители. Татары компактно проживают (составляя значительное большинство населения) в селах Алтата, Верхазовка и Сафаровка Дергачевского района, Новая Елюзань Балаковского района, Яковлевка Базарно-Карабулакского района, Биктимировка Воскресенского района, Осинов Гай Ершовского района, Новая Усть-Уза Петровского района, Усть-Курдюм Саратовского района.
Большинство татар в области – мишари, но есть казанские, астраханские и даже чеченские татары. Продолжают переезжать в Саратовскую область татары из Средней Азии и с Кавказа. Национально-культурное возрождение татар происходило более активно, чем у других народов области. В 1989 г. была создана татаро-башкирская общественная областная культурнопросветительская организация «Идель» (рук. Ф.А. Рашитов). В 1997 г. зарегистрирована Региональная татарская национально-культурная автономия Саратовской области (рук. К.А. Аблязов). В 2003 г. создана молодежная татарская организация «Сары-тау» (рук. Р. Суркин).
С 1989 г. широко отмечается национальный татарский праздник Сабантуй. В областном празднике, который традиционно проводится в пригородном селе Усть-Курдюм на берегу Волги, всегда принимают участие губернатор и другие руководители области, делегации из Татарстана и Башкортостана, имамы ДУМ Поволжья. С 1992 г. в Саратове действует национальная татарская гимназия (до 1996 г. – школа), директор – кандидат педагогических наук З.И. Саласкина. Первоначально преподавание в гимназии велось на русском языке, а татарский язык был одним из предметов, в настоящее время часть дисциплин преподают на татарском языке. В этой гимназии преподается больше иностранных языков, включая арабский и фарси, чем в любой другой школе области. Гимназия оснащена современными компьютерами, полученными в подарок от саратовцев и от гостей из мусульманских стран. Учащиеся гимназии постоянно становятся победителями на областных и российских олимпиадах по разным предметам. Практически 100% выпускников гимназии поступают в вузы. В гимназии работают преподаватели и учатся дети разных национальностей. Набор учащихся в гимназию осуществляется по конкурсу, а не по национальному признаку. В гимназии по совместительству работают профессора и преподаватели саратовских вузов, а также преподают имамы ДУМ Поволжья. В области всего в 9 школах преподают татарский язык, есть два татарских детсада – в Саратове и Пугачеве.
Татары больше других мусульманских этносов представлены в бизнесе, культуре, среди руководителей организаций и в органах власти. Председатель татарской национальнокультурной автономии К.А. Аблязов был первым в области, кто зарегистрировал частное предприятие в 1987 г., и третьим – во всем СССР. На рубеже тысячелетий в Саратовской области трое татар были главами районных администраций и трое – министрами областного правительства. Саратовское отделение Союза композиторов возглавляет почетный гражданин Саратова Адельша (Евгений) Бикташев. Доктор исторических наук профессор Ф.А. Рашитов написал ряд работ по истории татар, в том числе школьный учебник «История татарского народа», по которому учатся дети в Татарстане и Башкортостане. Саратовские татары активно участвуют во всероссийских татарских форумах. Бесспорно, татары составляют ядро саратовской уммы. Большинство имамов в области – татары.
Азербайджанцы как «шемаханские гости» появились в Саратове еще в XVII в., но большой их приток в область связан с драматическими событиями, сопровождавшими распад Советского Союза. Азербайджанцы проживают в городах и селах по всей области, не образуя компактных поселений. В последние годы они занимают заметное место в сфере торговли. В области были созданы азербайджанские национальные общественные организации: в 1994 г. – «Ватан» (рук. В.Н. Мурадов), в 1996 г. – «Юрд» (рук. А.Т. Сараев), а затем – «Бирлик» (рук. В.А. Мамедов). Как правило, эти общества совместно проводят мероприятия и отмечают праздники, особенно широко – Навруз. Азербайджанские общества строят «Девичью башню» – самое крупное сооружение в этнографическом комплексе «Национальная деревня» на Соколовой горе в Саратове. Эта башня, похожая на свою средневековую тезку в Баку, стала местной достопримечательностью, ее видно за несколько километров с противоположного берега Волги.
На исторической родине большинство азербайджанцев придерживаются шиитского направления ислама, но в Саратовской области они молятся в суннитских мечетях. Шиитские традиции у саратовских азербайджанцев сохраняются вне мечети, в семейном кругу, например соблюдение дней траура по халифу Али и его сыновьям Хасану и Хусейну. Департамент благотворительности ДУМП возглавляет азербайджанин Али-хаджи Гянджалиев.
Чеченцы в Саратовской области в небольшом количестве жили издавна, но с началом военных действий в Чечне стали приезжать тысячами благодаря справедливой гражданской позиции местных властей и населения, которые прислушались к ходатайствам саратовской уммы. Расселившись главным образом в сельской местности, они занимаются сельским хозяйством. Относительно много чеченских беженцев поселились в Вольском районе. Так, в п. Черкасское их свыше тысячи человек. Этот поселок (в прошлом село) получил название от своих владельцев – княжеского рода кавказского происхождения. Согласно местному преданию, князья Черкасские заселяли свое обширное имение под Вольском выходцами из разных земель, в том числе с Кавказа, среди которых были и чеченцы. Якобы местная речка Терешка названа в честь Терека. Пять чеченских семей, которые жили в поселке к началу военных действий в Чечне, приняли к себе десятки родственников, а за теми потянулись и другие беженцы.
Именно в Вольском районе в 1998 г. было зарегистрировано общество чечено-ингушской культуры «Нийсо» (по-чеченски – «Справедливость»). Через два месяца в Саратове была зарегистрирована чечено-ингушская общественная организация «Вайнах».
Большую помощь беженцам оказало Саратовское отделение Российского общества Красного Креста. Через него «Нийсо» получало и распределяло среди переселенцев гуманитарную помощь – продукты питания, средства гигиены, постельное белье, одежду и обувь. Общество «Нийсо» возглавил доктор исторических наук профессор Грозненского университета М.М. Ибрагимов. В 2003 г. он вернулся на работу в Чечню и был избран там членом республиканского парламента. Общество «Вайнах» возглавил предприниматель М.А. Исраилов, а затем работник администрации, в прошлом руководитель района в Чечне С.И. Элесов. По общему признанию, чеченские общества возглавили очень интеллигентные и достойные люди, своей деятельностью нейтрализующие появившуюся было чеченофобию.
Областные власти встречались с беженцами, посещали чеченские праздники и способствовали тому, чтобы население области правильно осознало факт приезда тысяч чеченцев. Чеченцы являются самыми ревностными мусульманами из народов России, наиболее строго соблюдающими предписания религии.
Во всех селах, где живут чеченцы, есть мусульманские молельные помещения и неофициальные имамы. Чеченцев всегда можно встретить в саратовской мечети. Башкиры проживают компактно по р. Камелик в селах Перелюб, Максютово, Кузябаево, Кучумбетово, Кунакбаево, Уразаево, Б. Тарасовка и в очень небольшом количестве – в других районах Саратовской области. Камеликские башкиры являются локальной этнической
группой со своим особенностями. Они раньше других башкир стали переходить к оседлой жизни. Уже в конце XVIII в. у камеликских башкир появились мечети, где можно было не только молиться, но и научиться грамоте, однако при советской власти они были закрыты.
В 90-е годы прошлого века усилились культурные связи саратовских башкир с основным массивом этноса. В башкирских селах стали бывать делегации из Башкортостана. Саратовские башкиры посылали своих делегатов на 1-й и 2-й всебашкирские курултаи в Уфу. Были созданы Перелюбский районный курултай башкир и Саратовская областная башкирская национально-культурная автономия. Их возглавили соответственно Х.Я. Явкаев и З.Ш. Хакимов. Последний практически постоянно входил в состав президиума Общественной палаты области и был одним из ее самых популярных ораторов.
В 1994 г. в с. Кучумбетово была зарегистрирована мусульманская организация, которую возглавил выпускник Уфимского медресе М. Юнусов.
Другие мусульманские народы области находятся в стадии адаптации к культурной среде области, и центром притяжения для них служит мечеть. Заместитель председателя ДУМП, имам-хатыб Саратовской мечети Шавкят-хазрат Хакимов по национальности узбек, что является предметом гордости для его соплеменников в Саратовской области.
Об особенностях мусульманских народов, религиозной ситуации и межнациональных отношений в Саратовской области говорят данные социологического исследования, проведенного информационно-аналитическим центром ПАГС им. П.А. Столыпина с участием автора весной 2006 г. В ходе исследования было опрошено (путем анкетирования) 2000 человек старше 18 лет, представляющих 19 национальностей, из них русских – 200 человек, остальных – по 100. Выборка формировалась на основе данных переписи населения. Исследование включало неформализованное интервью с экспертами – руководителями религиозных и национальных общественных организаций.
В табл. 1–6 даны ответы на некоторые вопросы анкеты. Данные приведены в процентах от опрошенных в национальной группе (проценты имеют целые значения, поскольку опрашивалось по 100 представителей из каждого народа.
Представители народов Кавказа и Средней Азии считают, что лучше владеют национальным языком, чем русским, казахи и башкиры лучше владеют русским языком, а татары – обоими языками одинаково. В Саратовской области имеются татарские, казахские и башкирские школы с обучением на национальном языке, другие народы изучают родной язык в семье или в национальных культурных организациях.

Мой блог находят по следующим фразам

Вы можете оставить комментарий, или трекбек со своего сайта.

мужчины по вызову

64 Responses to “Этнические мусульмане и межнациональные отношения в области”

  1. […] Казахи и чеченцы Рубрика: Новости « Начало рейдов по свалкам Бодрость и тонус, созданные цветовой гаммой » Вы можете оставить комментарий, или трекбек со своего сайта. […]

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  2. […] Калмыки казахи Рубрика: Новости « Покупка комнаты в коммунальной квартире Решение жилищного вопроса » Вы можете оставить комментарий, или трекбек со своего сайта. […]

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  3. […] чеченские татары […]

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  4. […] Как казахам относятся калмыки […]

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  5. […] татары и чеченцы […]

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  6. […] отношение чеченцев к башкирам Рубрика: Строительство и ремонт « Награждение лучших учителей физической культуры Восьмилетняя девочка спасена при пожаре » Вы можете оставить комментарий, или трекбек со своего сайта. […]

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  7. […] отношение чеченцев к башкирам […]

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  8. […] кто раньше принял ислам казахи или чеченцы […]

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

Оставить комментарий