Последние два десятилетия отношений саратовской уммы с властными структурами можно поделить на два приблизительно равных хронологически, но содержательно различающихся этапа. Первый из них можно оценить как период становления отношений, когда мусульманская организация и ее руководство набирали авторитет своими делами. Сотрудничество с религиозными организациями было в новинку для власти, и так называемый религиозный бум, появление множества религиозных объединений не позволяли разобраться в их общественной роли. Второй этап характеризуется созданием устойчивых форм сотрудничества власти с традиционными для нашего общества конфессиями, к которым, несомненно, относится ислам.
Это имело место и на федеральном, и на региональном уровнях, что отчасти проявилось в принятии нового законодательства о религии – Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. и целого ряда сопутствующих актов. К середине 1990-х годов желание сотрудничать с мусульманской общиной выразили правоохранительные органы. 29 сентября 1995 г. от начальника УВД г. Саратова В.П. Пономарева имаму М. Бибарсову поступило предложение о сотрудничестве в рамках следующих мероприятий:
• совместного выступления с законодательной инициативой;
• пресечения распространения в торговой сети алкоголя и порнографии;
• обеспечения общественного порядка в местах компактного проживания мусульман;
• проведения рабочих встреч руководства ДУМП и УВД Саратова.
Вслед за этим ДУМП обратилось к руководству областного Управления внутренних дел с инициативой о создании объединенной рабочей группы по взаимодействию между органами МВД и ДУМП для сотрудничества в духовно-нравственной, научной и культурной сферах. Имам ДУМП встретился с прокурором Саратовской области Н.И. Макаровым, начальником УВД Саратовской области В.Н. Булгаковым и с полномочным представителем Российской Федерации в Саратовской области В.Г. Головачевым. На встрече обсуждались события на Северном Кавказе, необходимость поддержания стабильности в обществе.
В январе 1996 г. прошла встреча с начальником УВД, на которой говорилось о конкретной работе в местах лишения свободы, тогда же была достигнута договоренность о встрече-беседе имама с личным составом УВД. Несколько позже по инициативе УВД Саратовской области состоялась встреча начальника отделения информации и общественных связей Т.А. Зиналова с М. Бибарсовым, заместителем имама ДУМП А. Тажетдиновым и атаманом казачьей сотни Р. Рахметовым, на которой обсуждались проблемы борьбы с наркотиками и наркобизнесом. Была достигнута договоренность о содействии и взаимном сотрудничестве в решении этих проблем.
В то время главной проблемой внутренней жизни страны был конфликт в Чечне, болезненно переживаемый всеми мусульманами и предельно обостривший мусульманскую тему в обществе. 12 февраля 1996 г. М. Бибарсов был на инаугурации Президента Чеченской Республики Аслана Масхадова. Как и другие мусульманские лидеры, он пытался исполнить свой долг миротворца и облегчить положение попавших в беду людей разных национальностей и убеждений, находившихся в зоне конфликта, и многочисленных беженцев из Чечни. Значительная часть переписки ДУМП того периода, частично сохранившейся в копиях, относится к событиям, связанным с ей. Ниже приведены некоторые документы:
«21 марта 1996 г. Правоохранительным и административным органам Чеченской Республики Ичкерия. Просьба освободить 25 работников ремонтно-строительной фирмы “Облремстрой”, направленных в июле 1995 г. в г. Грозный для проведения ремонтно-восстановительных работ и взятых в заложники 8 марта 1996. Подписал М. Бибарсов».
«23 мая 1996 г. И. о. губернатора Саратовской области Д.Ф. Аяцкову. В ДУМ Поволжья обратились представители общественной организации “Азатлык”, проживающие в ст. Гребенской Шелковского района Чеченской Республики, с просьбой о содействии в переселении их семей (220), выделении им земельного участка для строительства жилого поселка и организации коллективного хозяйства. М. Бибарсов».
«22 октября 1996 г. №389. МВД Чеченской Республики Ичкерия на заседании своей коллегии рассмотрело обращение ДУМП о содействии в освобождении и освободило из плена солдата срочной службы Асанова Хамида».
Несомненно, инициативы саратовских мусульман помогли в какой-то степени помочь жертвам разыгравшейся в нашей стране трагедии.
По данным ДУМП, из 200 тыс. мигрантов, прибывших в Саратовскую область в 1990-е годы, третью часть составляли мусульмане. ДУМП одобряло позицию областных властей, не препятствовавших иммиграции (как было в некоторых регионах), и считало необходимым помогать всем переселенцам, вне зависимости от их национальности.
На выборах губернатора в 1996 г. Саратовское областное отделение Общероссийского общественно-политического движения «Мусульмане России» решило поддержать кандидатуру Д.Ф. Аяцкова, что засвидетельствовано в протоколе № 3 общего собрания от 15 июля 1996 г. Расширение сотрудничества нового губернатора с мусульманской общиной вызвало многочисленные намеки в местной оппозиционной прессе, относительно его «обращения в ислам».
Так, в апреле 1999 г. местная саратовская газета «Коммунист» опубликовала заметку под заголовком «Дамир Файзуллаевич Аяцков собирает к себе братьев по вере» с информацией о решении правительства Саратовской области предоставить убежище части гражданского населения Югославии, изгнанного войной со своего места проживания. Заметка осуждала Аяцкова за то, что он «по своему происхождению является единоверцем с албанцами и довольно часто наведывается в мечеть». ДУМП попросило газету опубликовать обращение, в котором были следующие слова: «Данная заметка носит тенденциозный характер и разделяет людей по вероисповеданию. Неужели существует разница: по отношению к людям какой национальности и вероисповедания нужно проявлять милосердие?»
К слову, Д.Ф. Аяцков многократно публично заявлял, что еще в детстве крещен в православной церкви, и призывал строить православные храмы, а в мечети бывал, чтобы поздравить мусульман с праздниками или вместе с частыми делегациями из мусульманских стран и регионов. В 2003 г. он подарил новой саратовской мечети уникальную люстру размером 3 × 3,5 м, сделанную по спецзаказу на Саратовском заводе технического стекла.
Формировавшиеся в области национальные общественные организации народов, традиционно исповедующих ислам, развивали связи с ДУМ Поволжья. Руководители обществ входили в актив мечети, а имамы принимали участие в собраниях и праздниках национальных обществ. Поскольку в отношениях данных обществ с властями появлялось много общих требований и пожеланий, они стали стремиться к консолидации. Одним из центров такой консолидации стало ДУМП. Во второй половине 1990-х годов в Саратовской области значительно усилилось стремление властей к взаимодействию с общественностью и даже к опоре на нее. Именно в этих условиях заметной стала роль мусульман области, немногочисленных, но организованных и выдвинувших из своих рядов заметные фигуры.
Специфическими формами консолидации общественности, позволившими проявиться ее мусульманской составляющей, в Саратовской области стали Договор об общественном согласии и Общественная палата. В большинстве других регионов подобные общественные формы были недолговечны. К осени 2004 г., когда появилась инициатива создания Общественной палаты при Президенте Российской Федерации, формирования с таким названием существовали только в семи субъектах Федерации, существенно отличаясь друг от друга по устройству и общественной роли.
По инициативе органов власти и общественных организаций в мае 1996 г. был открыт к подписанию Договор об общественном согласии в Саратовской области, в преамбуле которого говорилось: «Во имя общественного согласия администрация Саратовской области, областная дума, администрации муниципальных образований, органы местного самоуправления, предприятия и организации, политические партии, профсоюзы, другие общественные объединения, религиозные объединения, средства массовой информации, действуя в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и Саратовской области, ставя общие интересы жителей области выше групповых, партийных, ведомственных, исключая возможность разрешения возникающих в обществе проблем через насилие в каких бы то ни было формах, заключают настоящий договор». Пункт 6 раздела III указанного документа гласил, что участники договора обязуются «воспитывать уважительное отношение к религии, религиозным конфессиям как составной части культуры каждого народа».
Для обеспечения реализации договора (наряду с другими задачами) в феврале 1997 г. в Саратовской области появилась структура, в рамках которой стал налаживаться диалог между властью и обществом. Этой структурой стала Общественная палата Саратовской области.
В качестве основных направлений ее деятельности были определены следующие: выработка рекомендаций по политическим, правовым и социально-экономическим вопросам; анализ и разработка проектов правовых актов по регулированию отношений в экономической и социальной сферах; участие в разработке стратегических программ развития области; обсуждение принятых федеральными органами и органами местного самоуправления решений по наиболее значимым социальным вопросам в целях обеспечения их разъяснения среди различных социальных групп и общественных объединений; аналитическая и просветительская деятельность; информирование руководства области о происходящих в области процессах; выработка соответствующих рекомендаций.
В палату принимались все общественные организации, пожелавшие вступить в нее, – таких набралось свыше шестисот. Председатель (губернатор или вице-губернатор) палаты избирается общим собранием. Всего на этом посту побывали шесть человек, причем губернатор Д.Ф. Аяцков – дважды. Палатой также избирается президиум (в разные годы от 12 до 70 человек), члены которого возглавляют профильные комиссии.
Во все составы президиума палаты избирался имам Духовного управления мусульман Поволжья М.А. Бибарсов и неоднократно – председатель Саратовского регионального отделения ООД «Мусульмане России» К.Т. Тугушев. Только последние полтора года деятельности палаты – с конца 2003 г. по май 2005 г. – в ее президиум входил управляющий Саратовской епархии Русской православной церкви епископ Лонгин (его предшественник, архиепископ Александр, сам в работе палаты участия не принимал, но направлял туда кого-нибудь из священников).
В президиум Общественной палаты и в руководство профильных комиссий вошли следующие руководители национальных общественных организаций мусульманских народов:
К.А. Аблязов от татарской национально-культурной автономии; З.Ш. Хакимов от башкирской национально-культурной автономии;
Ф.А. Рашитов от татаро-башкирской общественной культурно-просветительской организации «Идель»; К.М. Ахмедов от курдской национально-культурной автономии; В.А. Мамедов от азербайджанского общества «Бирлик»;
В.Н. Мурадов от азербайджанского общества «Ватан»; А.Т. Сараев от азербайджанского общества «Юрд»; С.М. Мусаев от общества народов Дагестана «Дагестан»; М.А. Исраилов и С.И. Элесов от чеченской организации «Вайнах»; М.М. Ибрагимов от чеченской организации «Нийсо»; В.А. Ташпеков от Ассоциации поволжских казахов; М.С. Бисенгалиев от «Казахской лиги Поволжья»; Е.Т. Джунельбаев от центра казахской культуры «Казахстан».
Укрепление дружбы народов и возрождение духовности были приоритетными темами выступлений губернатора Д.Ф. Аяцкова. Руководители всех национальных организаций (большинство их представляли народы, традиционно исповедующие ислам) и руководитель ДУМП стали общественными советниками губернатора.
Мой блог находят по следующим фразам
- Зрк Буратино
- проводы зимы в саратове
- проводыы масленници в саратове
- allinurl:"lifeinsaratov.ru/kultura-2/arxitektura-saratova/teatralnyj-gorod.html"|allinurl:"www.lifeinsaratov.ru/kultura-2/arxitektura-saratova/teatralnyj-gorod.html"
- село каменка саратовская область
- расписание электричек трофимовский мост Анисовка