В первой половине VIII в. принесенный арабами ислам распространился среди населения разноплеменного Хазарского каганата, столица которого – г. Итиль находился в низовьях Волги, недалеко от Астрахани. Правители Хазарии исповедовали иудаизм, но часть высших государственных постов была закреплена за мусульманами. В начале IX в. ислам стал уже господствующей религией в Волжской Булгарии, на территории современного Татарстана. Население земель, лежащих между Хазарией и Булгарией, предположительно должно было познакомиться с исламом в VIII–IX вв. Средневековые авторы, писавшие о народах, обитавших на землях современной Саратовской области, – буртасах, печенегах и кипчаках, отмечали, что среди них встречаются мусульмане. Предполагается, что буртасы – предки татар-мишарей, печенеги – отчасти предки башкир, а кипчаки (половцы) – предки казахов.
В 30-е годы XIII в. монгольским полководцем Бату, внуком Чингисхана, была жестоко разгромлена мусульманская Волжская Булгария, а в последующее десятилетие на берега Волги завоевателями было переселено множество пленных из стран Азии и Европы. Созданное Бату государство впоследствии назвали Золотой Ордой.
В 1253 г. впервые упоминается г. Укек (Увек), находившийся на территории современного Заводского района Саратова. Население города исповедовало различные религии, в том числе и ислам. К настоящему времени на территории Саратовской области археологами выявлено свыше 100 поселений XII–XIV вв., в основном сельского типа. В первой половине XIV в. ислам становится господствующей религией в Золотой Орде. В городах Нижнего и Среднего Поволжья, ставших частью исламского мира, строились мечети и медресе, процветали четыре суннитских мазхаба (богословско-правовые школы), жили шииты, действовали суфийские братства… Население Золотой Орды русские называли татарами (как само название народа это имя закрепилось далеко не сразу). С середины XIV в. постоянные междоусобицы, катастрофические эпидемии чумы и нашествия среднеазиатского завоевателя Тимура (Тамерлана) привели к гибели значительной части населения Золотой Орды, разрушению большинства городов и распаду единого государства.
Укек был разрушен Тимуром в 1395 г.: ко времени присоединения Поволжья к России в середине XVI в. на месте когда-то процветавшего города, согласно данным археологии, существовало сельское поселение. С конца XV в. в Саратовском Заволжье утвердилась Ногайская Орда – государственное образование с преимущественно кочевым населением, исповедовавшим ислам. Саратовское Правобережье стало Диким полем с редким тюркским, финно-угорским и славянским населением. Ногаи были союзниками Московского государства, но в 1552 г., во время завоевания Иваном Грозным Казанского ханства, они ожесточенно сражались как в рядах защитников Казани, так и на противной стороне.
В 1590 г. на правом берегу Волги был построен русский город-крепость Саратов. О раннем периоде его существования известно немного, но предполагается, что татары буквально сразу поселились в нем либо у самых его стен. Развалины Укека веками использовались как строительный материал для города. В 1608 г. Саратов подвергся нападению ногаев, а в 1614 г. был дотла сожжен отрядом атамана Заруцкого и Марины Мнишек. Вскоре он был вновь отстроен, но на левом берегу Волги, на ногайской стороне. Лишь через полвека город опять перенесли на правый берег.
В 1630-е годы мусульманская Ногайская Орда была разгромлена пришедшими из Центральной Азии калмыками. Уцелевшие ногаи перешли Волгу и расселились в степях от Дуная до Каспийского моря. Поселившиеся в заволжских степях калмыки были шаманистами, но в 1640-е годы пришедший из Тибета проповедник Зая-Пандита обратил их в буддизм.
XVII–XVIII вв. – один из самых драматичных периодов для мусульман Поволжья. Правители Калмыцкого ханства, признавшего сюзеренитет России, постоянно совершали походы против казахов и башкир, мусульманских народов Средней Азии, Кавказа и Крыма. Российские власти предпринимали все новые и новые попытки крестить подвластные им мусульманские народы, что удалось только в очень небольшой степени. В то же время в Поволжье действовали мусульманские проповедники с Кавказа и из Средней Азии, а татарская молодежь училась в мусульманских странах. В Саратове в этот период жили персидские и бухарские купцы-мусульмане.
В XVIII в. население саратовских земель многократно увеличилось за счет переселенцев из других регионов России. С 1764 г. сюда приезжают тысячи немцев. В 1771 г. большая часть калмыков уходят из Заволжья на историческую прародину, в Джунгарию, а оставшихся российские власти переселяют на «черные земли» западнее Астрахани.
В Заволжье, наряду с русскими и немцами, вновь поселяются мусульманские народы: казахи (кочевники), башкиры (полукочевники) и татары-мишари (оседлые земледельцы). Самая старая мечеть в Саратовской области, сохранившаяся с XVIII в., находится в с. Верхазовка Дергачевского района. Татарское поселение на реке Большой Иргиз называлось Мечетной слободой (сейчас это г. Пугачев).
Вскоре российские власти переходят к новой политике по отношению к мусульманам.
В 1789 г. было создано Магометанское духовное собрание в Уфе, фактически назначавшее мулл и контролировавшее деятельность мусульманских общин. С этого времени в Поволжье растет число мечетей, медресе и мектебов. Появляется плеяда выдающихся татарских религиозных мыслителей – джадидов, много сделавших для просвещения своего народа. Именно татарские проповедники старались укрепить ислам среди башкир и казахов.
Первую каменную мечеть в Саратове начали строить в 1834 г. на Татарской улице. Открытие ее состоялось через два года. При мечети со временем был открыт мектеб – школа для мальчиков. По данным статистики за 1853 г., в разных населенных пунктах Саратовского края насчитывалось 154 мечети, в которых служили 128 мулл.
По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г., в Саратовской губернии (не совпадавшей по границам с нынешней Саратовской областью) проживали 94 377 мусульман, что составляло 3,92% населения региона.
В 1913 г. было зарегистрировано Саратовское мусульманское общество, председателем правления которого был избран хатыб Саратовской мечети Зеяуддин Мухамеджанович Енгалычев, представитель рода потомственных ахунов – служителей мечети. В архиве Духовного управления мусульман Поволжья хранится копия донесения начала прошлого века, касавшегося мусульманского образования в Саратове.
«Совершенно секретно.
Его Превосходительству Господину Директору
народных училищ Саратовской губернии
24 октября 1913 г. №101
на № 7124 от 20 октября 1913
Сведения о Саратовском мектебе
В Саратове существует одно мектебе при татарской мечети, открыто в 1829 г.
В мектебе дети обучаются читать и писать по татарски по книгам «Муаллим Эвваль» («Первый учитель»), Казань, 1913 г. и по-арабски по книге «Муаллим сани» («Второй учитель»), Казань, 1913 г. Учителя: Абдуррахман Ахмеджанов – арабский язык, Мусса Бичурин – татарский язык.
Учатся 78 мальчиков.
Имам-хатыб Саратовской мечети Зыяутддин Енкалычев преподает вероучение».
Документ не подписан, и непонятно, в чем его секретность. Но из него видно, что еще до постройки êаменной мечети в Саратове существовала другая мечеть, а также что детей учили по новым, только что вышедшим учебникам. После революции 1917 г. в России религия стала гонимой. В 1920–1930-е годы по региону прошла волна закрытия мечетей в селах и городах. В 1937 г. были репрессированы руководители саратовской мусульманской общины Якуб Давыдов и Абдурахман Ляпин, а в декабре 1938 г. была закрыта саратовская мечеть на Татарской улице. Минарет мечети снесли. В 1947 г. мечеть открыли, но через два года вновь закрыли, устроив в помещении склад красок и стройматериалов. А в 1983 г. здание
было передано медицинскому вытрезвителю Волжского района. Только в конце 1950-х годов власти разрешили мусульманам открыть мечеть. Она разместилась в купленном на собранные общиной средства доме по улице Валовой, 28. Имамами в ней были Шакир Рахматуллин, Ярулла Алиев, Хусаин-хазрат, Абдулла Алмагаев. В 1987 г. имам-хатыбом саратовской мечети стал М.А. Бибарсов.
Мой блог находят по следующим фразам