В начале ХХ столетия в Саратове произошло событие, имевшие особое значение для всего Юго-Востока России. В городе был открыт университет — первое высшее учебное заведение. Проектировать и строить университетский комплекс был специально приглашен из Казани архитектор Карл Людвигович Мюфке. После учебы в Петербургской академии художеств он проработал почти полтора десятилетия в Казани и успел заслужить немалый авторитет. Увлекшись саратовским заказом, К.Л. Мюфке, не раздумывая, переехал в «столицу поволжья», даже оставил в казани недавно выстроенный собственный особняк, чтобы использовать главный шанс своей жизни.
Ансамбль саратовского императорского николаевского университета, 1911-1916 годов, находится на Улицах Московская, Университетская, Б. Казачья.
В течение почти трех лет (1909-1911) Мюфке работал над проектом всего комплекса университета. Четыре университетских корпуса первой очереди (для анатомического института, два для института экспериментальной медицины для физического института) он разместил на левой части Московской площади в определенной последовательности. Самый большой корпус анатомического института, украшенный башенкой-бельведером, зодчий поместил в створе Железнодорожной улицы, другие два строения стояли симметрично по отношению к этой главной оси, фасадами на Московскую улицу.
Композиционно эти три здания создали глубокую парадную территорию, так называемой двор-курдонер, соединивший три главных корпуса воедино.
Четвёртое здание физического института было отнесено к правому краю прямоугольной площади, тем самым завершая общую планированную схему. Такое расположение создаёт гармоничный перспективный вид, и университетский ансамбль воспринимается как нечто грандиозное, парадное и торжественное.
Такая композиция диктовалась академической приверженностью К.Л. Мюфке неоклассицизму. Эстетикой неоклассицизма проникнута и композиционная структура фасадов зданий. Система портиков, расположенных по главному фасаду зданий института экспериментальной медицины, определяет его архитектурный облик. Особенно монументально и художественно выразительно выглядит центральный портик. Расстояние между колоннами исключительно сочетается с их высотой, как в дворцовых петербургских зданиях. Всей ордерной системе гармонично отвечает разнообразие декоративных средств: от маскарон до разнообразных скульптур.
Мюфке был признанным мастером интерьера, о чем свидетельствует вестибюль и главная лестница первого корпуса института экспериментальной медицины. Современники отмечали: «все новые здания отличаются обилием света, обширностью своих помещений и продуманностью общего внутреннего расположения; все они выстроены с большим запасом помещений для будущего развития научной деятельности университета».
В последующее столетие университетский комплекс постоянно расширялся, строились новые корпуса, воздвигались памятники… Но и поныне его гармоничное ядро составляют четыре здания построенные К.Л. Мюфке в 1911-1916 годах.
Мой блог находят по следующим фразам