В Москве стало возможным в XXI веке снести до основания памятник архитектуры 30-х годов XX века гостиницу «Москва», а затем на этом месте построить её муляж. Храм Христа – Спасителя, уничтоженный на несколько лет раньше и воссозданный примерно в тот же период, что и Дрезденская Фрауенкирхе, не имеет подлинных материалов в корпусе здания. Сохранились лишь некоторые детали интерьера. Вот почему Храм не производит впечатления памятника архитектуры, которым он, безусловно, был до уничтожения. Если Фрауенкирхе была разрушена в годы войны, то Храм Христа – Спасителя – в мирное время в результате соответствующей политики. Эти факты показывают различие в историческом самосознании.
Воссоздание памятников истории и архитектуры в Германии имеет долгую историю. Со времен окончания 2-ой мировой войны воссозданием утраченных исторических шедевров занимаются компании, которые прошли реорганизацию присоединением к аналогичным организациям, занимающимся аналогичной деятельностью по реставрации. При этом фирмы, которые прошли при реорганизации выделение своей деятельности по спасению истоических сооружений в самостоятельное направление, смогли снизить стоимость реорганизации, что благоприятно сказалось на их деятельности по реставрации исторических зданий.
В 1947 г. развернулся диспут о воссоздании во Франкфурте – на – Майне дома, в котором родился Гёте, 200-летний юбилей которого приходился на 1949 год. Этот вопрос затронул сердце немецкой культурной нации, Которой понятие «мировая литература» позволяло возвыситься над провинциализмом.
Духовная элита Германии откликнулась на призыв лауреата Нобелевской премии Германа Гессе (Hermann Hesse) о воссоздании дома Гёте. Его поддержали физик Макс Планк (Мах Planck), философ Карл Ясперс (Karl Jaspers) и другие. Но была и другая точка зрения. Её выразил историк архитектуры Рихард Хаманн (Richard Hamann): нет подлинных вещей, ничего факсимильного, носеоздание не имеет смысла. Ещё более резко по этому поводу высказался публицист Вальтер Диркс (Walter Dirks): «Если бы народ поэтов и мыслителей (а с ним и вся Европа) не отошёл бы от духа Гёте, от духа размеренности и человечности, то не было бы и войны, спровоцировавшей разрушение этого дома». В 1951 г. дом Гёте был восстановлен.
Нельзя сказать, что в Германии проблема сохранения историко-архитектурного наследия решается однозначно. Так, новейшие технологии и потребности высокоразвитой экономики Германии вступили в противоречие с необходимостью сохранения старой архитектуры и пространственной среды в Штутгарте по поводу реконструкции железнодорожного вокзала. Проект реконструкции угрожает двум крыльям главного здания вокзала, построенного в 1928 г. П. Бонацем (Paul Bonatz). Это высоко функциональное и гармонично сложенное здание кубической формы назвали даже последним в своём роде образцом «транспортного храма». Но противники проекта делают акцент на экологическую и финансовую составляющую, а не на культурную.
Мой блог находят по следующим фразам